Что предлагает отечественный и зарубежный рынок

Самый беглый обзор строительного рынка бань и саун проявляет более сотни субъектов только в Москве и Подмосковье. Кто они такие?

Самая многочисленная группа - "универсалы". Они дают рекламу типа "Дома. Бани. Бытовки". Изучение принципов строительства парилки дает понять, что парилка - это самостоятельный и уникальный строительный объект. Если мы хотим построить баню, а не бытовку, то будем искать профессионалов более узкого профиля.

Таких тоже немало, как отечественных, так и зарубежных. Большинство из отечественных компаний строят сауны, являясь одновременно дилерами западных фирм. Это уже другой уровень профессионализма. Но и тут не без проблем. 70-80% оборота этих компаний составляет торговля комплектующими, которая дает быструю прибыль. Соответственно, внимания строительству уделяется меньше, а технология целиком скопирована с Запада без попытки осмысления.

Из зарубежного опыта строительства саун (построить русскую баню западникам и не снилось!), традиционно лидерами являются скандинавы: финны и шведы. Здесь известно множество фирм, многие из которых регулярно принимают участие в строительных выставках на Красной Пресне и имеют в России своих дилеров, это: финские "Harvia" и "Helo", шведская "Tylo" и другие.

Опять-таки, традиционно считается, что финны - ассы в строительстве саун. Это один из наиболее распространенных мифов. Может быть, для многих эти слова прозвучат почти кощунственно, но мы считаем, что финские сауны - одни из неудачных на рынке, т.к. в них практически не решен вопрос вентиляции. История финских саун насчитывает уже более тысячи лет. Из них первые лет восемьсот, помещения под сауну строили исключительно рубленые, с дровяными печами "по-черному". Вентиляция в таких саунах осуществлялась через естественные неплотности в срубе. Когда сауну перенесли внутрь каменного дома, естественная вентиляция оказалась нарушена, и часто оказывается, что воздух в финских саунах не циркулирует должным образом, т.е., как мы говорим, сауна "задушена".

Что касается печей для саун или электрических нагревателей, то из всего многообразия представленных на нашем рынке (а их действительно довольно много - и шведских, и финских, и даже отечественных), нам больше всего нравятся нагреватели и печи финской фирмы "Harvia". При аналогичных технических параметрах они отличаются приятным дизайном и более компактными габаритами.

Кроме того, ориентируясь на русского потребителя, финны пошли еще дальше. Не так давно Harvia выпустила электрическую печь для русской парной. Вверху печи находится крышка, открывая которую можно поддавать. Камни нагреваются в замкнутом объеме печи до температуры 300 градусов. Это вполне неплохо.

У шведов вопрос вентиляции практически решен, но их сауны дороже процентов на двадцать, к тому же и у них есть проблема - с пароизоляцией. Еще один важный момент: и финны, и шведы продают на нашем рынке сборные сауны. Сборная сауна собирается за один день на металлической раме без пола из модулей шириной 80 см. Расположение лавок и печки в ней оптимально просчитано, и в этом ее неоспоримое преимущество. Но изменить ее габариты хоть даже на несколько сантиметров невозможно. Так что, если ваше помещение под сауну имеет в остатке 79 см, то вы теряете как раз эти самые 79 см полезной площади. Кроме того, стены сауны не должны примыкать слишком близко к стенам вашего помещения, что достаточно неудобно и опять-таки "съедает" площадь. Теоретически, в принципе, существует возможность заказать сауну и по индивидуальному проекту. Цена в данном случае также будет индивидуальной - раза в полтора-два выше аналогичной по площади сборной сауны. А вопрос сроков вообще становится неопределенным, но меньше чем месяца на три-четыре лучше не рассчитывать.

Широко известна также немецкая фирма "Klafs". "Klafs" интересен своим дизайном, но не более того. Стены делаются из хвои, вентиляция по сути дела - финская. В дизайне используются, как правило, сложные формы и очень необычный свет. Такую сауну хорошо смотреть на выставке, когда она не топлена. И вообще, интерьеры бань и саун, нужно оценивать, когда они натоплены. Высокая температура настолько меняет человеческое восприятие, что оценка дизайна на выставке может оказаться неправильной.